(Кишкин Владимир Тимофеевич; 1745 г., с. Архангельское на Гниловодье Фатежского у. Курской губ.- 27.04.1831, Площанская пуст.), иером. , прп. (пам. 9 сент. - в Соборе Глинских святых и в Соборе Брянских святых). Из обедневшей дворянской семьи. С детских лет любил церковное богослужение, избегал игр. В 7 лет с разрешения отца поступил послушником в Саровскую пустынь. В 1757 г. посетил Киево-Печерскую лавру, затем поселился в Коренной пуст. Любил бывать в задонском в честь Рождества Богородицы мон-ре, познакомился со свт. Тихоном Задонским, к-рый стал его наставником и научил молитве Иисусовой. Юноша общался с архим. Феодосием (Масловым) и насельниками Молченской Софрониевой пуст. По нек-рым сведениям, в 1760 г. в Миропольском мон-ре Курской губ. Кишкин был тайно пострижен в монашество с именем Василий, сам В. в послужном списке указывал, что принял постриг 7 марта 1783 г. от игум. Миропольского мон-ря Константина (Саурского). Курским еп. Феоктистом (Мочульским) в курском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ре В. был рукоположен во иеродиакона, до 1794 г. нес послушание ризничего мон-ря.
В 1795 г., уволившись из курской обители, В. отправился на Афон, подвизался в келье рус. Илии пророка скита. Изучив скитский и общежительный уставы, афонскую аскетическую традицию, В. вместе с учениками Арсением Младшим и Израилем в 1797 г. перешел в молдав. Нямецкий мон-рь. В 1798 г. вернулся в Коренную пуст., где благодаря усилиям В., ставшего духовником братии, были введены афонские правила. Это вызвало недовольство части братии, решившей убить подвижника, однако вскоре иноки раскаялись и примирились с В.
27 янв. 1800 г. В. был назначен начальником пребывавшей в запустении Белобережской пуст. Благодаря духовному авторитету В. в обитель вскоре пришли ок. 60 новых насельников, в т. ч. прп. Лев (Наголкин), последователи прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа II (Антонов), схим. Феодор (Ползиков), схим. Афанасий (Охлопов), участвовавший в работе над переводом «Добротолюбия». Учениками В. были игум. Филарет (Данилевский), прп. Макарий (Глухарёв), иером. Серафим (Веденисов). Расцвет духовной жизни в Белобережской пуст. сопровождался и материальным ее укреплением, на пожертвования благотворителей были отремонтированы кельи и трапезная.
19 авг. 1800 г. по собственному прошению В. был уволен от управления пустынью с пребыванием в ней «для вспомоществования советом и наставлениями новоопределенному начальнику» иером. Питириму. Вскоре братия, возмущенная тем, что новый настоятель притесняет В., обратилась к Орловскому еп. Досифею (Ильину) с просьбой вновь назначить В. настоятелем обители. 28 дек. 1800 г. еп. Досифей вызвал В. в Чёлнский мон-рь, на следующий день старец сослужил епископу за литургией, во время к-рой архиерей неожиданно для В. рукоположил его во иеромонаха. Впосл. В. редко служил литургию, считая себя недостойным. В 1802 г. В. исходатайствовал для Белобережской обители офиц. открытие и введение общежительного устава. Составленные старцем правила общежительства были приняты во мн. юго-зап. рус. мон-рях, в т. ч. Кременецком, Усть-Медведицком, Борисовском. Бывш. насельники Белобережской пуст. стали настоятелями неск. обителей: архим. Мелхиседек (Сокольников) - московского Симонова Нового мон-ря, строители Серафим (Веденисов), Каллист (Кочетов), Павел (Крячков) и Маркеллин (Патрикеев) - Площанского мон-ря, игум. Серапион (Пирожков) - Одрина мон-ря.
В 1804 г. В. по собственному прошению был уволен за штат, зачислен в братию Свенского мон-ря, жил в келье, в лесу, в течение нек-рого времени - близ Белобережской обители, управляя обоими мон-рями. В 1811 г. В. посетил южнорус. мон-ри, в к-рых подвизались его духовные чада, помог устроить иноческую жизнь в Свенском, севском Св. Троицы, курском Св. Троицы, Площанском, задонском Рождества Богородицы, Борисовском, Усть-Медведицком, Рыхловском мон-рях, в Молченской пуст. Благодаря своим добродетелям милосердия, кротости, любви, а также духовной опытности В. сумел водворить мир и благочиние среди братии.
С 1816 г. В. жил в Глинской пуст., к-рая находилась в запустении. Попытки В. исправить монастырские порядки встретили сопротивление со стороны настоятеля и мн. иноков. Казначей пустыни подал Курскому архиеп. Феоктисту (Мочульскому) рапорт с клеветой на старца, архиерей повелел В. покинуть епархию. Лишь после вмешательства высокопоставленных лиц, почитавших В., архиеп. Феоктист пересмотрел дело и изменил решение, клеветники были наказаны, В. вернулся в Глинскую пуст. Вскоре в пустынь был назначен новый настоятель - иером. Филарет (Данилевский). Совместными трудами иером. Филарета и В. монашеская жизнь в Глинской пуст. стала налаживаться, но в сер. 20-х гг. XIX в. В. вновь был оклеветан. В 1827 г. старец перешел в Площанскую пуст., сблизился с ее благочинным прп. Макарием (Ивановым), у к-рого исповедовался до своей кончины. В окт. 1829 г., во время рубки деревьев, В. упал и неск. часов находился без сознания. Очнувшись, он принял таинство Елеосвящения, причастился Св. Таин и предсказал, что скончается через 18 мес. Затворившись в тесной келье, старец начал готовиться к смерти, он стяжал непрестанную молитву, в праздничные дни причащался в келье Св. Таин. Незадолго до кончины В. вновь стал принимать для духовного назидания всех желающих, говоря, что ему «нужно со всеми примириться и у всех испросить прощения и молитв».
В. был погребен в Площанской пуст., напротив алтаря Казанской ц. После 1917 г. почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. 16 нояб. 1924 г. губ. комиссия по вскрытию мощей сделала попытку уничтожить захоронение В., на монастырском кладбище были вскрыты могилы, из земли извлекли часть останков и увезли в Брянск. В кон. 40-х гг. паломничество к могиле В. возобновилось. По сообщениям властей, в 50-х гг. «на месте бывшего Площанского монастыря… верующие… берут песок с могилы «святого» монаха и воду из источника» (ГА Брянской обл. Ф. 2889. Оп. 2. Д. 6. Л. 47). В апр. 2002 г., при раскопках фундамента собора в Площанской пуст. были обнаружены останки В., началась подготовка к его канонизации.
Существует портрет подвижника, написанный в 10-х гг. ХIХ в. по заказу Воронежского еп. св. Антония (Смирницкого) втайне от В., поскольку старец из смирения запретил себя рисовать. В. изображен с четками и посохом. Позднее копии этого портрета были помещены в игуменских покоях в Площанской и Белобережской пустынях. В кон. 70-х гг. XIX в. ученица В. мон. Ангелина составила жизнеописание старца. В 1882 г. в Белобережской пуст. рукопись мон. Ангелины была исправлена и дополнена жизнеописанием ученика В. мон. Арсения (Кириллова) (Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его мон. Арсения Белобережской пустыни. Брянск, 1887. Од., 19042).
Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «Об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых» от 30 ноября 2017 г. имя старца Василия включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
17 июня 2018 г. в Богородицкой Площанской мужской пустыни митрополит Брянский и Севский Александр (Агриков) возглавил торжества по случаю общецерковного прославления преподобного Василия (Кишкина).